Роспотребнадзор: новая серия уроков правильного питания стартует в российских школах
После прохождения уроков и марафона весной 2025 года школьники смогут принять участие в «Здоровой Олимпиаде» и побороться за денежный приз.
Подробная информация об инициативе доступна на сайте школа-питания.рф и на странице проекта в социальных сетях.
Больше информации на сайте здоровое-питание.рф и на наших страницах ВКонтакте, Одноклассники и в Telegram-канале
Школа обеспечивает предоставление горячего питания обучающимся на базе школьной столовой. В начальных классах обучается 178 детей, из которых:
178 обучающихся 1-4-х классов получают бесплатное горячее питание за счёт средств федерального бюджета. Из них 7 обучающихся, имеющих статус детей с ОВЗ, получают 2-х разовое питание за счёт средств бюджета Баксанского муниципального района.
В 5-11-х классах обучаются 292 детей. 235 по заявлению родителей (законных представителей) обеспечены горячим питанием за счёт муниципального бюджета и родительской доплаты в сумме 500 рублей в месяц.
Из них 7 обучающихся (дети мобилизованных на СВО родителей) получают бесплатное горячее питание за счёт средств бюджета Баксанского муниципального района.
Обучающиеся из многодетных семей и семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы, по школе нет.
Обучающихся, нуждающихся в диетическом меню, нет.
Питание обучающихся организуется в соответствии с графиком приёма пищи, утверждённым директором школы. Обслуживание обучающихся осуществляется штатными работниками столовой, имеющими соответствующую квалификацию, прошедшими предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры, профессиональную подготовку, вакцинацию, имеющими личную медицинскую книжку установленного образца.
Предоставление горячего питания обучающимся организуют назначенные приказом директора школы ответственные работники.
Охрана и укрепление здоровья обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий.
- медицинское обслуживание
- организация качественного питания
- создание необходимых условий нахождения в школе
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ОО
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни на занятиях при изучении дисциплин.
Условия и режим работы способствуют здоровому развитию обучающихся.
Медицинское обслуживание обучающихся .
За ОО закреплен младший медицинский работник от ГБУЗ «Заюковская районная больница» Баксанского муниципального района по договору с нахождением в течение рабочего дня в данном ОУ. Медицинский работник осуществляет деятельность в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок и организацию по оказанию доврачебной неотложной медицинской помощи на основании СЭЗ. Между образовательной организацией и медицинской организацией подписано соглашение по оказанию первичной медико-санитарной помощи обучающимся по месту нахождения образовательной организации. Основной принцип медицинской службы: комплексный и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Направления медицинского сопровождения: лечебная и аналитическая деятельность, организация и проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, санитарно – просветительская работа, обучение, работа с общественностью. Лечебная деятельность включает в себя следующие моменты: каждый вновь поступивший ребёнок приглашается с одним из родителей на приём, оформляется индивидуальная карта, где указываются все данные ребенка, его физические показатели. Проводится антропометрическое обследование детей с целью подбора соответствующего размера школьных парт и детской мебели. Ежедневная работа медицинской сестры включает в себя оказание первой медицинской помощи при обращении детей и сотрудников. Организация и проведение профилактических и оздоровительных мероприятий включает в себя следующие моменты:
- осмотр всех детей на наличие острых инфекционных заболеваний;
- утренний осмотр работников пищеблока;
-ежедневный контроль за санитарным состоянием пищеблока, классов.
Санитарно-просветительская работа осуществляется как с родителями, так и с детьми через личные и групповые беседы, распространение листков сан бюллетеней.
Осуществляется система мер по охране здоровья обучающихся:
регулярные медосмотры всех обучающихся
проводится вакцинация обучающихся, согласно плану профилактических прививок
соблюдение санитарных норм и правил, касающихся оборудования помещений, воздушно-теплового режима, освещения, водоснабжения и канализации режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания обучающихся, санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения, организации питания обучающихся.
Телефон "горячей" линии по вопросам организации горячего питания 88663434167
Примерное десятидневное меню для 1-4 классов
Примерное десятидневное меню дошкольный блок
Примерное десятидневное меню для детей с ОВЗ
Меню на 27.12.2024 (дошкольный блок)
Меню на 27.12.2024 (1-4 классы)
Меню на 27.12.2024 (5-11 классы)
Меню на 26.12.2024 (дошкольный блок)
Меню на 26.12.2024 (1-4 классы)
Меню на 26.12.2024 (5-11 классы)
Меню на 25.12.2024 (дошкольный блок)
Меню на 25.12.2024 (1-4 классы)
Меню на 25.12.2024 (5-11 классы)
Меню на 24.12.2024 (дошкольный блок)
Меню на 24.12.2024 (1-4 классы)
Меню на 24.12.2024 (5-11 классы)
Меню на 23.12.2024 (дошкольный блок)
Меню на 23.12.2024 (1-4 классы)
Меню на 23.12.2024 (5-11 классы)
Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации питания
Анкета по питанию в школьной столовой "Питание глазами родителей"
Анкета по питанию в школьной столовой для родителей
Актуальные вопросы по организации питания в школе
Часто задаваемые вопросы родителями о школьном питании
ВОПРОС | ОТВЕТ |
Кто имеет право на бесплатное питание? |
Организовано льготное питание за счет средств муниципального бюджета для следующих категорий граждан:
|
Как подать заявление на бесплатное питание? |
Чтобы поставить обучающегося 5-11 классов на бесплатное питание, необходимо подготовить для ответственного по питанию (социального педагога) пакет документов и написать заявление. Необходимые документы:
Для обучающихся 1-4 классов, не относящихся к иным категориям, предоставляются те же документы без заполнения заявления. Весь пакет документов принимают и проверяют классные руководители! |
Каковы основания для прекращения льготного питания? |
Основанием для прекращения предоставления льготного питания может послужить:
|
Кто контролирует качество питания? |
На сегодняшний день, проводить проверку на качество предоставляемых услуг могут не только федеральные органы, но и руководители учебных учреждений, а также специальные комиссии, сформированные по их приказу. Группа может набираться из ответственных родителей, которые желают отслеживать качество предоставляемых детям продуктов и условий приготовления. Данные группы могу осуществлять контроль над качеством поставляемых от заказчика продуктов, процессом приготовления, соответствию количества порций, своевременности поставок пищевых продуктов, сроки годности, правила хранения продуктов, а также энергетическую ценность и другие важные для детей нюансы. |
Что делать, если у ребенка есть медицинские показания для диетического питания? |
Если у вашего ребенка есть медицинские показания для предоставления диетического питания, то вам необходимо:
|
Перечень запрещенных продуктов и блюд для питания в школьных столовых |
|
Каковы рекомендации Роспотребнадзора по питанию в школьных столовых |
Роспотребнадзор представил список разрешенных и запрещенных продуктов и блюд для питания в школьных столовых. Информация содержится в обновленной редакции санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в общеобразовательных учреждениях и оздоровительных организациях. В документе ведомства подробно расписано, из чего должно состоять меню школьников. Например, в него должны входить мясо, птица, молоко, сливочное и растительное масла, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). При этом яйца, рыбу, творог, сыр, кисломолочные продукты рекомендуют включать в меню раз в 2-3 дня. Предусмотрено использование исключительно йодированной соли. Также Роспотребнадзор рекомендует готовить блюда для детей на пару, тушить и запекать. Кисломолочные и другие готовые к употреблению скоропортящиеся продукты перед подачей могут выдерживаться при комнатной температуре в течение часа. Огурцы, помидоры, перцы, листовые овощи и зелень следует тщательно промывать проточной водой и выдерживать в 3%-м растворе уксусной кислоты или 10%-м растворе поваренной соли в течение 10 минут, а затем еще промыть водой и высушить. Максимальный срок хранения бутербродов, нарезанных сыров, масла и колбасы на витринах не должен превышать часа. |
Готов ли Роспотребнадзор учитывать мнение школьников по поводу качества питания в школьных столовых на основе опросов, проведенных Российским движением школьников? |
Конечно, мнение школьников для Роспотребнадзора, равно как и мнение родителей, представляет большой интерес. В том числе в аспекте разработки универсального единого меню, о котором говорят сегодня многие. Вопросы, которые нас особенно интересуют – это удовлетворенность содержанием и ожиданиями, приоритетами в выборе. Эти материалы уже используются и будут использоваться в перспективе в определении стратегии и разработки методических документов для совершенствования системы, улучшения питания, повышения показателей удовлетворенности и съедаемости – это, несомненно важно, – выработки здорового пищевого поведения. Потому что без здорового пищевого поведения не будет здоровья. |
Как решить проблему блюд, которые доходят до школьников уже в холодном состоянии? |
Действительно этот вопрос очень часто задается и в средствах массовой информации, и звучит в обращениях родителей, поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий в прошлом и в этом учебном году большое внимание уделялось именно этой проблеме. Было отобрано более 70 000 блюд, измерена температура горячих блюд, только 1,3% не отвечали гигиеническим требованиям. Сегодня ГОСТом нормируется температура выдачи блюд: для супов – это 75 градусов, для гарниров и основных блюд – 65 градусов. В соответствии с требованиями санитарных норм и правил во всех рецептурах блюд сегодня указывается эта температура, организация старается выдержать эти правила. Какой совет здесь можно дать школам: в первую очередь – принятие внутренних локальных актов, которые бы обеспечивали должный уровень внутреннего контроля за выдачей блюд, за накрыванием столов, потому что сегодня здесь тоже универсального рецепта нет, все школы разные – есть маленькие, есть большие. Поэтому, в зависимости от той ситуации, школа принимает решение, каким образом необходимо накрывать на столы. При этом обеспечивается и безопасность, и температура выдачи горячих блюд. |
Почему запретили макароны по-флотски в школе? |
Причина здесь одна: невозможность обеспечения эпидемиологической безопасности этого блюда в условиях организованного детского коллектива, когда необходимо накормить большое количество детей. Есть запрет на повторный разогрев блюд, здесь возникают вопросы именно с эпидемиологической точки зрения. Что макароны с фаршем, что макароны с яйцом – они всегда входили в перечень запрещенных блюд для организованных детских коллективов. Обеспечить в полной мере эпидемиологическую безопасность с использованием этих блюд невозможно. |
Почему из школьного меню убрали сосиски? |
Причина – повышенное содержание соли и тяжелых для переваривания детским организмом жиров. Если мы говорим о здоровом питании, формировании здоровых пищевых привычек, вкусовых пристрастий, определяющих в перспективе популяционный уровень профилактики избыточной массы тела, болезней системы кровообращения, нарушения обмена веществ, то данная позиция вполне понятна. Детям в качестве альтернативы вместо сосисок сегодня предлагаются мясные и рыбные блюда – более физиологически полноценные. |
Могут ли блюда повторяться несколько раз в неделю? |
Да, несомненно, могут. Здесь вопрос заключается в том, что блюда не должны приедаться, должна обеспечиваться эпидемиологическая безопасность. Требование такое: блюда не должны повторяться в течение суток и в течение двух смежных дней. У нас учебная неделя длинная, поэтому в понедельник и четверг могут повторяться одни и те же блюда, ничего в этом страшного нет, если они не вызывают приедаемость. |
Многих интересуют условия питания детей с сахарным диабетом и непереносимостью лактозы. Как им быть в условиях существующей системы питания в школьных столовых? |
Санитарными нормами и правилами определено требование, что для таких детей питание должно предоставляться в образовательных организациях. Есть методические рекомендации, которые определяют алгоритмы по каждому виду заболеваний, требующих индивидуального подхода. Необходимо, чтобы родители обратились к руководителю образовательной организации, предоставили медицинский документ и написали заявление. Далее определяется один из возможных алгоритмов организации питания. Питание может предоставить школа. Если сахарный диабет, то особых проблем на сегодняшний день нет, практически все школы научились адаптировать меню. Если более сложное заболевание, например, целиакия, тогда возможен второй алгоритм питания: когда дети будут приносить блюда из дома, школа только должна обеспечить условия для того, чтобы ребенок мог эти блюда сохранить (холодильник), разогреть и съесть. Наиболее удобный вариант определяют родители совместно со школой. |
Результаты мероприятий с участием родителей